В этой статье рассказано о летней резине, в частности, о направленном и ассиметричном рисунках протектора, о том, ставить ли на лето более широкие шины.
Казалось бы, нет особой разницы между летними и зимними автошинами. Ну, разве что, у летней резины шипов нет. На самом же деле, летние и зимние шины представляют собой два абсолютно разных высокотехнологичных продукта. Они оба созданы для безопасного и надежного управления автомобилем. Точно так же, как зима отличается от лета, такие же разные и задачи, которые им приходится решать.
Летом самый опасный вид покрытия - это мокрая дорога. Потому рисунок протектора летней резины сделан таким образом, чтобы иметь возможность быстро отвести большое количество воды в области контакта шины c дорогой. Иначе машина просто «взлетит» над дорожным полотном – это называют «аквапланированием». Для этого в протекторе шины, делают широкие и глубокие продольные канавки. При движении автомобиля через эти канавки вода отводится из области контакта.
Есть три вида протекторов летних шин – направленный, симетричный и ассиметричный. Из названия понятно, в чем заключается принципиальная разница между этими видами. Различие в технических характеристиках следующее. Резина с направленным протектором разрезает слой воды. Она, за счет клиновидного расположения блоков, словно разгоняет воду в стороны от области контакта. При этом продольные канавки, расположенные по окружности протектора, оставшуюся часть воды пропускают через себя. Симметричный рисунок протектора на шинах является класическим. Такая резина показывает в тестах хорошие данные, основные показатели это хорошие сцепные качества и практически отсутвие шумовго дискомфорта. Шины с симетричным рисунком протектора можно устанавливать любой стороной на любое колесо вашего автомобиля. Если у Вас спокойный стиль вождения то покупать с переплатой за ноу-хау "крутые" автошины не стоит. В отличие от покрышек с направленным протектором, ассиметричная шина осушает место сцепления дорожного покрытия и колеса в основном дренажем воды через продольные канавки. Та влага, что не успеет уйти по этим канавкам, выдавливается в стороны через боковые блоки. Именно поэтому у ассиметричных покрышек продольных канавок значительно больше, чем у шин с направленным рисунком протектора. И ещё есть одно различие между этими шинами. У ассиметричной шины рисунки на левом и правом колесах при движении вращаются в разные стороны. При таком вращении они создают звуковые потоки противоположного направления. Сталкиваясь в воздушной среде, эти потоки взаимно гасят друг друга. За счет чего заметно снижается уровень шума. В летнее время как температура дороги, так и средняя скорость движения автомобиля намного выше, чем зимой. Нетрудно представить, насколько разогревается автомобильная шина при движении на высокой скорости под палящим солнцем. И только за счет специального состава резины, шине удается избежать размягчения от воздействия высоких температур. В этом проявляется еще одно отличие зимней авторезины от летней. Летняя резина даже на ощупь выглядит заметно более жесткой. И это не удивительно, ведь слишком эластичная нагретая шина плохо работает при торможении. Она значительно увеличивает тормозной путь. С другой стороны, зимой жесткая покрышка не имеет надежного сцепления с дорожным покрытием. Поэтому не увлекайтесь шинами, на которых стоит маркировка «всесезонная». У летних шин индекс скорости обычно более высокий, чем у зимних. Это из-за того, что они рассчитаны на более значительные скорости движения. Кроме того, чем выше индекс скорости летней резины, тем она жестче. Хотя в отношении акустического комфорта, чем мягче летняя резина, тем тише она работает.
А что произойдет, если, по примеру многих автолюбителей, поставить летом на свой автомобиль колеса большего диаметра? Как это скажется на характеристиках? Согласно типоразмерам, с увеличением диаметра шины поменяются и все остальные размеры. А именно: посадочный диаметр, ширина и высота профиля. Помните, что при замене типоразмера внешний диаметр шины должен отличаться от стандартного не более, чем на 5%. Если мы в результате замены увеличили ширину протектора шины, то получилась больше область контакта с дорожным покрытием. Это повышает устойчивость и управляемость автомобиля. В то же время, увеличенной поверхности авторезины придется разгонять большее количество воды. Пусть это Вас не беспокоит. Вместе с размером увеличиваются также канавки и расстояния между блоками. Одним словом, эта проблема решается сама собой. Кроме того, чем ниже профиль, тем чувствительнее рулевое колесо, и точнее управление за счет меньшей амплитуды «складывания» автошины в повороте. Зато теперь каждая неровность или кочка на дороге будет чувствоваться в салоне сильнее. Есть такая закономерность: вместе с понижением высоты профиля снижается амортизационная способность авторезины. Поэтому, чем ниже профиль на покрышках Вашего автомобиля, тем сильнее в салоне будет чувствоваться вибрация.
В общем, старайтесь своевременно менять летнюю резину на зимнюю, и наоборот. Это продлит срок службы покрышек и повысит Вашу безопасность на дороге. Среднесуточная температура, при которой нужно «переобуваться», составляет +70С. Это та самая грань, за которой мягкая зимняя резина "перегревается". В результате она теряет надежное сцепление с дорогой, да еще и резко увеличивается износ протектора.